Как перевести жилое помещение в нежилое?

265 просмотров

Некоторые предприимчивые жители столицы покупают квартиры на первых этажах жилых домов для бизнеса. Например, чтобы открыть там небольшой магазин, кафе, салон или сдать в аренду.

В статье рассказываем, как перевести помещение в новый статус. И делимся требованиями к бизнесу, которые стоит знать до совершения сделки. Она не является детальной инструкцией, а обзорным материалом, чтобы описать процесс перевода.

Какие помещения можно переводить в нежилые?

По решению местного исполкома в нежилое помещение можно перевести:

  • Частный жилой дом;
  • Блокированный жилой дом или его части;
  • Жилые помещения на первом этаже многоквартирного дома, если под ними нет жилых помещений. 

При переводе необходимо соблюсти градостроительные правила, а также природоохранные, санитарные, противопожарные и другие нормы.

Что это значит?

Обретя новый статус, помещение теряет те привилегии, которые ему были доступны:

  • В нежилом помещении нельзя зарегистрироваться;
  • Нельзя постоянно проживать;
  • Коммунальные услуги рассчитываются по коммерческим тарифам.

Но обретает новые преимущества:

  • Можно разместить офис, магазин или другой объект сервиса;
  • Помещение можно сдавать в аренду или передавать по наследству, а также отчуждать иным законным способом как объект коммерческой недвижимости с более привлекательными экономическими показателями;
  • Это источник дополнительного дохода.

Что нельзя размещать в жилых домах?

До покупки недвижимости на первом этаже для бизнеса определитесь, какой вид деятельности вы планируете развивать. Это нужно, чтобы понимать, какие нормы необходимо соблюдать, есть ли запреты и ограничения в законодательстве, связанные с помещением.

На первых этажах домов нельзя размещать объекты, которые могут нанести урон жильцам дома. Например, ночные клубы, ветеринарные центры, пункты приема стеклотары, прачечные, медицинские учреждения определенного профиля и т.д. Полный перечень определен пунктом 9 статьи 21 Жилищного Кодекса Республики Беларусь.

Процедура перевода

Кратко процесс выглядит так:

  1. Вы покупаете квартиру на первом этаже жилого дома для организации своего бизнеса;
  2. Готовите пакет необходимых документов и с заявлением о переводе квартиры в нежилой фонд передаете в местный исполком;
  3. Письменный ответ с решением исполкома вы получите в течение 15 дней. Если оно отрицательное вы получите подробное разъяснение. Если положительное, можно приступать к реконструкции и ремонту;
  4. Когда помещение готово, обращайтесь в соответствующие инстанции для начала проверок;
  5. После проведения всех проверок и получения разрешений помещение регистрируется в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним как нежилое помещение.
  6. Можно открывать свой бизнес для клиентов или сдавать помещение в аренду.

Это непростой процесс, в ходе которого нужно обойти ну один кабинет и подписать кучу бумаг. Есть компании, которые специализируются на оказании таких услуг.

Документы, необходимые для перевода помещение в нежилое

Чтобы получить решение исполкома нужно подготовить следующий пакет документов:

  • Заявление о переводе в нежилой фонд;
  • Техпаспорт;
  • Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости;
  • Письменное согласие сособственников при их наличии;
  • Письменное согласие органов опеки и попечительства, если в квартире прописаны несовершеннолетние дети, инвалиды, недееспособные граждане.

Чтобы принять решение, представители исполкома не имеют права запрашивать другие документы, так как список является закрытым. 
 

Реконструкция помещения

Если  вы планируете выполнять работы, связанные с переустройством и/или перепланировкой помещения в жилом доме, то нужно учитывать требования Постановления Совета Министров от 16.05.2021 № 384. В нем определены случаи, когда необходимо получить соответствующее разрешение исполкома, разработать проектную документацию. А также описан порядок производства и приемки работ по переустройству и/или перепланировке.

Кроме ограничений, связанных с видом деятельности, нужно помнить о технических вопросах переустройства или реконструкции помещения:

  • Отдельный вход с торца или фасада здания обязателен;
  • Общедомовые коммуникации должны быть вынесены за пределы дома;
  • Установка приборов индивидуального учета обязательна: электроэнергия, газ, отопление;
  • Другие технические моменты, чтобы соблюсти необходимые нормы.

Ввод в эксплуатацию

В течение 1 года со дня получения разрешения помещение должно быть введено в эксплуатацию. Это значит, что реконструкция и получение всех необходимых разрешений должны быть завершены. 

Если этого не происходит, то разрешение подлежит отмене. Помещение вновь получает статус жилого и все выполненные изменения должны быть устранены. 

Чтобы такой ситуации не произошло, рекомендуем выбирать строительные бригады с опытом в оформлении технических документов. Получив необходимые документы, можно переходить к этапу регистрации помещения как объекта нежилого фонда.

Кроме сжатых сроков на подготовку и ремонт, можно столкнуться и с другими трудностями. Например, связанными с конструкцией дома, его исторической ценностью, историей объекта недвижимости и т.д.

Мы рекомендуем заказывать услугу по проверке объекта в агентстве до покупки. Так вы будете уверены, что покупаете “чистый” объект и никаких проблем в будущем не возникнет.

Вам нужна помощь в покупке объекта недвижимости? Обращайтесь, будем рады помочь: +375 29 105 61 61.

Комментарии для сайта Cackle

Похожие статьи

Как купить участок на аукционе? Инструкция от Авангарда

Как купить участок на аукционе? Инструкция от Авангарда

Вы получите ответы на несколько вопросов, которые волнуют всех, кто планирует купить участок.

Как выбрать коммерческое помещение?

Как выбрать коммерческое помещение?

Критериями выбора коммерческой недвижимости делимся в статье.

к списку статей

Получайте новые статьи на Email

Есть вопрос?

Получите бесплатную консультацию специалиста

Например, +375 29 105 61 61