Опубликовано: 15.07.2021
Некоторые предприимчивые жители столицы покупают квартиры на первых этажах жилых домов для бизнеса. Например, чтобы открыть там небольшой магазин, кафе, салон или сдать в аренду.
В статье рассказываем, как перевести помещение в новый статус. И делимся требованиями к бизнесу, которые стоит знать до совершения сделки. Она не является детальной инструкцией, а обзорным материалом, чтобы описать процесс перевода.
Какие помещения можно переводить в нежилые?
По решению местного исполкома в нежилое помещение можно перевести:
- Частный жилой дом;
- Блокированный жилой дом или его части;
- Жилые помещения на первом этаже многоквартирного дома, если под ними нет жилых помещений.
При переводе необходимо соблюсти градостроительные правила, а также природоохранные, санитарные, противопожарные и другие нормы.
Что это значит?
Обретя новый статус, помещение теряет те привилегии, которые ему были доступны:
- В нежилом помещении нельзя зарегистрироваться;
- Нельзя постоянно проживать;
- Коммунальные услуги рассчитываются по коммерческим тарифам.
Но обретает новые преимущества:
- Можно разместить офис, магазин или другой объект сервиса;
- Помещение можно сдавать в аренду или передавать по наследству, а также отчуждать иным законным способом как объект коммерческой недвижимости с более привлекательными экономическими показателями;
- Это источник дополнительного дохода.
Что нельзя размещать в жилых домах?
До покупки недвижимости на первом этаже для бизнеса определитесь, какой вид деятельности вы планируете развивать. Это нужно, чтобы понимать, какие нормы необходимо соблюдать, есть ли запреты и ограничения в законодательстве, связанные с помещением.
На первых этажах домов нельзя размещать объекты, которые могут нанести урон жильцам дома. Например, ночные клубы, ветеринарные центры, пункты приема стеклотары, прачечные, медицинские учреждения определенного профиля и т.д. Полный перечень определен пунктом 9 статьи 21 Жилищного Кодекса Республики Беларусь.
Процедура перевода
Кратко процесс выглядит так:
- Вы покупаете квартиру на первом этаже жилого дома для организации своего бизнеса;
- Готовите пакет необходимых документов и с заявлением о переводе квартиры в нежилой фонд передаете в местный исполком;
- Письменный ответ с решением исполкома вы получите в течение 15 дней. Если оно отрицательное вы получите подробное разъяснение. Если положительное, можно приступать к реконструкции и ремонту;
- Когда помещение готово, обращайтесь в соответствующие инстанции для начала проверок;
- После проведения всех проверок и получения разрешений помещение регистрируется в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним как нежилое помещение.
- Можно открывать свой бизнес для клиентов или сдавать помещение в аренду.
Это непростой процесс, в ходе которого нужно обойти ну один кабинет и подписать кучу бумаг. Есть компании, которые специализируются на оказании таких услуг.
Документы, необходимые для перевода помещение в нежилое
Чтобы получить решение исполкома нужно подготовить следующий пакет документов:
- Заявление о переводе в нежилой фонд;
- Техпаспорт;
- Документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости;
- Письменное согласие сособственников при их наличии;
- Письменное согласие органов опеки и попечительства, если в квартире прописаны несовершеннолетние дети, инвалиды, недееспособные граждане.
Чтобы принять решение, представители исполкома не имеют права запрашивать другие документы, так как список является закрытым.
Новый указ отменяет плату за перепланировку и самовольное переустройство
Реконструкция помещения
Если вы планируете выполнять работы, связанные с переустройством и/или перепланировкой помещения в жилом доме, то нужно учитывать требования Постановления Совета Министров от 16.05.2021 № 384. В нем определены случаи, когда необходимо получить соответствующее разрешение исполкома, разработать проектную документацию. А также описан порядок производства и приемки работ по переустройству и/или перепланировке.
Кроме ограничений, связанных с видом деятельности, нужно помнить о технических вопросах переустройства или реконструкции помещения:
- Отдельный вход с торца или фасада здания обязателен;
- Общедомовые коммуникации должны быть вынесены за пределы дома;
- Установка приборов индивидуального учета обязательна: электроэнергия, газ, отопление;
- Другие технические моменты, чтобы соблюсти необходимые нормы.
Ввод в эксплуатацию
В течение 1 года со дня получения разрешения помещение должно быть введено в эксплуатацию. Это значит, что реконструкция и получение всех необходимых разрешений должны быть завершены.
Если этого не происходит, то разрешение подлежит отмене. Помещение вновь получает статус жилого и все выполненные изменения должны быть устранены.
Чтобы такой ситуации не произошло, рекомендуем выбирать строительные бригады с опытом в оформлении технических документов. Получив необходимые документы, можно переходить к этапу регистрации помещения как объекта нежилого фонда.
Кроме сжатых сроков на подготовку и ремонт, можно столкнуться и с другими трудностями. Например, связанными с конструкцией дома, его исторической ценностью, историей объекта недвижимости и т.д.
Мы рекомендуем заказывать услугу по проверке объекта в агентстве до покупки. Так вы будете уверены, что покупаете “чистый” объект и никаких проблем в будущем не возникнет.